МАДОУ "Детский сад №43 "Журавушка"

Среда, 14.04.2021, 23:29

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Региональный Атлас Образовательных Практик (РАОП) | Регистрация | Вход

Блоки Дьенеша - как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Барловская Ю.В., воспитатель

 

Материалы практики:

Дидактические пособия для игр с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Сертификат за предоставление мастер-класса по развивающим играм 

Использование блоков Дьенеша для придумывания и моделирования детьми речевых сказок

Сценарный план непосредственно - образовательной деятельности по математическому развитию "Проделки Бабы Яги" для детей средней группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию в младшей группе "В поисках игрушек"

Инструментарий измерения результатов практики

 

 

 Блоки Дьенеша – универсальное средство интеллектуального развития детей

                                          Покажи мне твои средства,

Чтобы я полюбил твою цель.

В. Брехт

                                 

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. [1]

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов, которые совмещают в себе игру и обучение, но не все из них можно использовать на протяжении всего периода обучения ребёнка. Блоки Дьенеша в этом случае – универсальный дидактический материал логико – математического развития детей, который мы начинаем использовать, начиная с младшего дошкольного возраста и до подготовительной группы.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи­кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малы­шей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. [2]

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и на наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего одиннадцать карточек. И одиннадцать карточек с отрицанием свойств.

Использование карточек позволяет нам развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, уме­ние кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения мы развиваем в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, мы упражняем детей в заме­щении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, мы помогаем детям овладевать умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а кар­точки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению. [2]

Общеизвестно, что основная цель использования Блоков как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. И в то же время игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат ребенка не только думать, следить за координацией движений, но и способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетаний однородных предметов.

Сегодня вопрос речевого развития дошкольников стоит особенно остро, в том числе и для моих детей, так как освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Результаты педагогической диагностики, наблюдения за детьми в ходе их речевого общения между собой и со взрослыми, позволили выявить ряд проблем развития речи, в том числе недостаточный уровень развития у многих детей фонематического слуха, умения согласовывать слова в предложении, построения сложноподчинённых предложений, составления рассказов по картине, созданной ребёнком с использованием раздаточного дидактического материала.

Изучив информацию о работе с Блоками, проанализировав их значение для развития дошкольников, меня заинтересовал дидактический потенциал Блоков для развития всех компонентов устной речи моих воспитанников. Так возникла идея придумывания и моделирования сказок при помощи Блоков Дьенеша.

 

Этапы знакомства с логическими блоками

1 этап: блоки Дьенеша являются для детей эталоном цвета, формы и размера. На данном этапе подойдут следующие упражнения: «Найди все фигуры такого же цвета (формы)», «Найди такую же фигуру по форме (цвету)», «Выложи дорожку», «Третий лишний», «Найди пару», «Подбери ключик», «Волшебный мешочек» и др.

2 этап: дети знакомятся с карточками – символами, играют в игры на преобразование, группируют и классифицируют блоки. На этом этапе подойдут следующие игры: «Найди фигуру, соответствующую этому знаку», «Найди свой домик», «Рассели жильцов», «Найди свою дорожку»... и др.

3 этап: совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации, использование новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.  «Посчитай и скажи сколько фигурок», «Маленькие садоводы любители», «Украсим ёлку шарами», «Подбери пару», «Игры с обручами» и др. [3]

 

Формы организации работы с логическими блоками

1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).

3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО – деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры). [1]

 

Логические блоки можно использовать:

1. в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

2. как настольно – печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди свой домик»);

3.  в сюжетно – ролевых играх: Магазин – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд – билеты, места. [1]

4. при развитии речи детей посредством моделирования и придумывания сказок с последовательно развивающимся действием.

 

Для измерения результатов образовательной практики, использую метод педагогического наблюдения, основанный на способах проверки, предлагаемых М.Фидлер в пособии «Математика уже в детском саду». По результатам можно сказать, что все дети научились группировать предметы по признакам их соотнесенности, развилось понимание обобщающего значения слов (круги, квадраты и т.д.), расширилось понимание значения простых предлогов и активизировалось их использование в речи (в, на, под и т.д.). При формировании представлений о множестве дети правильно изменяют имена существительные по числам (прямоугольник – прямоугольники и т.д.), согласовывают по родам, числам и падежам имена существительные с именами числительными (один треугольник, два треугольника и т.д.) и именами прилагательными (красный круг).

Дети хорошо составляют простые предложения, но продолжается работа по составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

 

Авторская идея Золтана Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком, тогда игра станет увлекательным досугом для всей семьи, любимым хобби младшего и старшего поколений. Кроме того, методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.

 

Список используемой литературы:

1. Е.Н. Панова Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов, ДОУ / Авт.-сост. Е.Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 79 с.

2. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников, Издание 2-е, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.

3. А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I – СПб.; «Детство-пресс», 2000. – 191 с., / (Библиотека программы «Детство»).

4. https://paidagogos.com/metodika-obucheniya-detey-matematike-s-pomoshhyu-blokov-z-denesha.html

Дополнительная информация

Аттестационные материалы

Виртуальная приемная

Поиск

Календарь

«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Форма входа